Виктор Васнецов.

"Крещение Руси".

1890 год.

 

Виктор Михайлович Васнецов. "Крещение Руси". 1890 год.

История Крещения Руси в 988 году князем Владимиром Святославичем представляет собой цепь отшлифованных летописцами и временем легендарных и реальных событий, начиная с рассказа об обстоятельствах крещения самого князя Владимира и кончая повествованием о массовом крещении киевлян, а потом и жителей других городов Руси. Кажется, что современная историческая наука, несмотря на споры по отдельным вопросам, сумела-таки разобраться в этой истории. Как сообщает Повесть временных лет, Владимир принял православие не без долгих колебаний и сомнений. Он решил выбрать себе веру по душе. Первый раз он выслушал проповедников различных вероисповеданий (мусульман, католиков, евреев и греков), каждый из которых склонял его в свою веру. Особенно красноречив был грек-философ, который не только превозносил православие, но и порочил другие религии, не останавливаясь и перед клеветой. Так, об исламе он сказал, что мусульмане «подмывшись, вливают эту воду в рот, мажут ею по бороде и поминают Магомета. Также и жены их творят ту же скверну, и еще даже большую». Услышав об этом, Владимир плюнул на землю и сказал: «Нечисто это дело». Досталось от грека латинянам (будущим католикам) и иудеям. И все же Владимир, прослушав хвалебную лекцию о христианстве, не был убежден до конца в своем выборе и, согласно летописи, нерешительно сказал: «Подожду еще немного». По совету бояр и старейшин он отправил посольство в разные страны, чтобы на месте выяснить, какая все же вера лучше. Вернувшись, послы рассказали князю, что ни мусульманство, ни католичество им не приглянулись из-за отсутствия в их обрядах зрелищности и красоты. Иное дело греческое православие: «И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали – на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом, - знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми, и служба там лучше, чем во всех других странах».

После этого бояре посоветовали своему монарху принять крещение от греков, да еще сослались на принявшую некогда православие бабку Владимира – княгиню Ольгу, «мудрейшую из всех людей». Это якобы окончательно убедило Владимира, который, взяв быка за рога, только и спросил: «Где примем крещение?» - и получил ответ: «Где тебе любо». В итоге Владимир оказался в Крыму, в греческом городе Корсунь (Херсонес), там и принял православие.

Между тем вся эта история не так проста, как изобразил ее летописец. Вообще, выбор веры – распространенный средневековый книжный сюжет, как и вдумчивая беседа Владимира с греческим философом о преимуществах православия. Между тем к этому моменту в Киеве обосновались различные иноверческие общины, и общее представление о мировых религиях у Владимира и его окружения было. К тому же представшие перед ним послы были из соседних с Русью стран, с которыми Киев поддерживал тесные контакты, будь то Волжская Булгария, Хазария или Византия. Но и тогда Владимир долго еще оставался не просто закоренелым язычником, но и проводил религиозную реформу – объединял языческих богов в общий пантеон и даже в 983 году, после успешного похода, не воспротивился человеческому жертвоприношению. Этой жертвой стал православный юноша-варяг. Не прошло и пяти лет, как Владимир, убедившись в неудаче создания единого языческого пантеона, резко изменил свои религиозные представления и тогда-то и обратился к поиску новой веры, причем монотеистической, весьма удобной в обширной, но аморфной стране. При этом колебания Владимира и его советы с окружением можно рассматривать как тонкую политику, направленную на то, чтобы заручиться поддержкой дружины и бояр в этом важном государственном деле. Посылкой делегаций по окрестным землям он этого и добился. Большая часть ученых, не признающих в данном случае промысла Божия, склоняется к мысли, что на самом деле принятие православия было уже заранее предопределено тесными связями Руси с Византией. Особую роль тут играло создание Кириллом и Мефодием славянской азбуки и системы православного богослужения на славянском языке, что и подготовило легкость перехода Руси к православию.

Ныне доказано, что так называемая Корсунская легенда – повествование о крещении Владимира в Корсуни, украшенное рассказом о том, что, покрестившись, он сразу же избавился от начавшейся у него слепоты, - является также позднейшей вставкой в летопись. Реально же Владимир принял крещение в Киеве в 987 году, тогда же крестилась его дружина и его сыновья. Став христианином, Владимир получил новое имя Василий. Так он сделал решительный шаг к установлению новой государственной религии, а также сблизился с Византией, то есть в своих действиях исходил из политических, сугубо утилитарных соображений. Дело в том, что как раз в это время в Византии разразился серьезный кризис, вызванный мятежом одного из полководцев против императоров-соправителей Василия II Болгаробойцы и Константина VIII. Оказавшись в безвыходном положении, соправители были вынуждены послать посольство в Киев за военной помощью, которую Владимир тотчас и оказал им, отправив в Византию многотысячный отряд. Взамен Владимир потребовал от императоров отдать ему в жены их сестру принцессу Анну, что резко подняло бы его престиж как цивилизованного правителя. Византийцы, получив от Руси военную помощь, тянули с исполнением этого условия, ссылаясь на недопустимость брака православной царевны с язычником. Тогда-то Владимир принял православие, но и это не убедило Константинополь, тем более что кризис миновал и императоры подавили мятеж. Тогда Владимир прибег к силе и шантажу: в 989 году он осадил и взял Корсунь, столицу византийских владений в Северном Причерноморье, и оттуда потребовал выдать за него Анну в обмен на возвращение византийцам захваченного им города. При этом вполне достоверно известие, что он основал в Корсуни церковь во имя своего небесного покровителя Василия, куда почти через 100 лет киевский летописец «перенес» крещение Владимира. Императоры наконец отправили в Корсунь плачущую Анну, которая восклицала: «Иду как в полон, лучше бы мне здесь умереть!» Но, как известно, с женщинами мало считались, и венчание Анны с Владимиром произошло в Корсуни. Возвращаясь в Киев, Владимир привез с собою не только новую (и, увы, единственную) жену, но и греческих священников, иконы, церковную утварь и мощи святых Клемента и Фива. Заодно он прихватил и четырех бронзовых коней с ипподрома – в 1204 году так же поступили венецианцы во время разграбления Константинополя, только кони, умыкнутые ими, в отличие от коней, увезенных Владимиром, сохранились до наших дней в соборе Св. Марка.

Вернувшись в Киев, Владимир действовал жестко и решительно, как типичный крестоносец. Он назначил определенный день всенародного крещения (по некоторым сведениям, это было 1 августа 988 года) на реке, и при этом, как сообщает автор Повести временных лет, киевлянам объявили не без угрозы: «Если не придет кто завтра на реку – будь то богатый, или бедный, или нищий, или раб – будет мне врагом!» после таких угроз мало кто не собрался наутро купаться. Местом Крещения Руси считается берег притока Днепра реки Почайны, в месте ее слияния с Днепром. Первым совершил крещение киевский митрополит Михаил. Вот эту сцену и запечатлел на своем полотне Васнецов.

Виктор Михайлович Васнецов. "Крещение Руси". 1890 год.

Одновременно Владимир начал разрушать языческие капища (не без театральных эффектов вроде расправы с идолом Перуна, которого таскали по улицам и били палками) и строить на их месте христианские храмы. После Киева православие начало свое «триумфально-насильственное шествие» по стране. Повесть временных лет и не скрывает принудительный характер распространения православия: «И повелел попам по городам и селам приводить людей к крещению и детей учить грамоте, ученью книжному…» Матери этих детей «плакали о них, как о мертвых». Как уже сказано выше, новгородцы многие века помнили легенду о тысяцком Владимира Путяте, который, подобно конкистадорам и крестоносцам, их «крестил мечом». Новейшие раскопки в Новгороде показали относящийся как раз к этому времени толстый слой головешек и пепла, что подтверждает легенду о насильственном крещении Новгорода. Примечательно, что за несколько лет до этого тот же Добрыня по воле Владимира водрузил в Новгороде идола Перуна и заставлял приносить ему жертвы.

Итогом действий Владимира стало утверждение на Руси монотеистической православной религии, с одной стороны, принесший на Русь богатую духовную культуру, а с другой стороны, существенно укрепившей княжескую власть, ибо византийское православие изначально (в отличие от католицизма) было в подчинении у светской власти, да к тому же находилось на содержании государства. Другим важнейшим итогом христианизации «по Владимиру» стало распространение в народной среде синкретизма, или двоеверия. В отличие от Византии и вообще от Римской империи, христианство шло на Русь не «снизу вверх» - от народа к императорам, а, наоборот, «сверху вниз» - от князей к народу. И естественно, что впоследствии долгие века христианству не удавалось вытеснить из народного сознания языческие верования. Впрочем, и сами первые христианские князья не были безусловными христианами – недаром большинство из них мы знаем преимущественно по языческим именам. Ну а народ как трава – гнулся, но не ломался, придумывал себе оправдания к измене вере отцов, гибко приспосабливаясь к действительности. Летописец простодушно, не улавливая двойственности своего писания, сообщает, что, «услышав это (угрозу Владимира в адрес тех, кто не явится к крещению. – Е. А.), с радостью пошли люди, ликуя и говоря: ‘Если бы не было это хорошим, не приняли бы этого князь наш и бояре’». Замечательная формула приспособленчества!

Евгений Анисимов. «Письмо турецкому султану. Образы России глазами историка». «Арка», Санкт-Петербург. 2013 год.

* * *

 

ВИКТОР МИХАЙЛОВИЧ ВАСНЕЦОВ (1848-1926)

ХУДОЖНИКИ. АЛФАВИТНЫЙ КАТАЛОГ.

 

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: